27. Основные государственные функции органов исполнительной власти.
Функции следует определить как ведущие направления в деятельности органов исполнительной власти. Профессор Ю.Н. Старилов выделяет следующие основные функции органов исполнительной власти:
1) исполнительную (правоприменительную) функцию, т.е. функцию исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов субъектов РФ;
2) «правозащитную» функцию, т.е. функцию соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
3) социально-экономическую (обеспечительную) функцию, т.е. создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;
4) функцию обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;
5) регулирующую функцию, в рамках которой осуществляются многие функции государственного управления: руководство, контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование и т.д.;
6) нормотворческую функцию, в соответствии с которой органы исполнительной власти осуществляют в установленных законом пределах деятельность по принятию нормативных актов;
7) охранительную (юрисдикционную) функцию, означающую, что органы исполнительной власти законодательно наделены полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.
Профессор Д.Н. Бахрах предлагает следующую классификацию функций государственной власти, это функции:
1) обеспечения безопасности личности, общества, государства, включающая обеспечение обороны, общественного порядка, осуществление разведки и контрразведки, обеспечение охраны государственной границы и др.;
2) обеспечения развития экономики, осуществления административно-хозяйственной деятельности, включающая руководство промышленностью, транспортом, сельским хозяйством, сбор налогов, содействие развитию предпринимательства, антимонопольную деятельность и др.;
3) обеспечения реализации социальной политики государства, включающая организацию образования, здравоохранения, научных исследований, социальной защиты и др.;
4) осуществления связей с другими государствами.
По критерию содержания, характера и объема воздействия функции государственного управления можно разделить на общие и специфические. Общие функции отражают основные, объективно необходимые взаимосвязи: организация, планирование, регулирование, кадровое обеспечение и контроль. Специфические функции отражают особенное содержание отдельных воздействий государства: финансирование, налогообложение, лицензирование, регулирование труда и заработной платы, кредитование. Особую подгруппу специфических функций управления составляют внутренние управленческие функции государственных органов: обучение законности, подготовка и повышение квалификации.
Согласно указу президента от 9 марта 2004 года №314 выделяются следующие функции:
1) под функциями по принятию нормативных правовых актовпонимается издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц;
2) под функциями по контролю и надзору понимаются: осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;
3) под функциями по управлению государственным имуществомпонимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ;
д) под функциями по оказанию государственных услугпонимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.
studfiles.net
7. Основные функции исполнительной власти
подзаконодательное регулирование;
осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;
административное правоприменение
осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;
административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;
охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;
информационное обеспечение органов государственной власти
8. Основные принципы организации исполнительной власти
Одни авторы в качестве основных принципов организации и деятельности исполнительной власти выделяют: Принцип федерализма в системе органов исполнительной власти.
Он обусловлен государственным устройством России. В юридическом смысле принцип федерализма проявляется в следующем: а) компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяется на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектов; б) конституцией РФ регламентируется соотношение правовых актов органов исполнительной власти и её субъектов; в) одна из правовых форм регулирования взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации — административный договор (федеральный орган исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ).
Принцип законности проявляется в том, что все его органы государственной власти и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации.
Принцип сочетания централизации и децентрализации оказывает большое влияние на функционирование всей системы исполнительной власти. Он подразумевает централизацию, т.е. сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных органов федеральной исполнительной власти, но в то же время закрепление предметов ведения и полномочий за конкретным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательство вышестоящих органов ( децентрализация).
Принцип экономичности подразумевает экономию средств в сфере государственного управления.
9. Формы осуществления исполнительной власти.
Формы осуществления исполнительной власти – это внешневыраженные действия, совершаемые должностными лицами в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности в рамках их компетенции и вызывающие определенные последствия.
Различают следующие формы исполнительной власти:
1 – правовые – связаны с изданием правовых актов, которые влекут изменения или превращения адм. пр-ний.
2 – неправовые – не связаны с изданием правовых актов и не влекут возникновение, изменение, прекращений пр-ний.
Правовые формы осуществления исполнительной власти: правотворческая и правоприменительная деятельность.
Правотворческая деятельность проявляется в создании, изменении, отмене и усовершенствовании правовых норм, т.е. издание нормативных актов.
Правоприменительная деятельность органов и должностных лиц исполнительной власти, разрешение вопросов управления на основе собственных правовых норм, т.е. издание индивидуальных правовых актов.
Это 2 основные и наиболее значительные нормы осуществления исполнительной власти. Но существуют и другие – представление обязательной отчетности, осуществление гос. регистрации, выдача документов, подтверждающих наличие специального права.
Неправомерные формы осуществления исполнительной власти:
— выполнение материальных, технических действий, которые носят вспомогательный характер в управлении деятельности (работа с информацией).
studfiles.net
1.5. Исполнительная власть: понятие и признаки
Государственная власть – исходящая от государства возможность и способность оказывать определенное воздействие на поведение людей с помощью определенных средств.
Разделяют следующие ветви (виды) государственной власти: законодательная; исполнительная и судебная.
Исполнительная власть – ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.
Признаки исполнительной власти:
• является самостоятельной ветвью единой государственной власти;
• выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;
• осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;
• обладает предметно-функциональной самостоятельностью;
• обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;
• организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации;
• ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;
• носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно;
• имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.
1.6. Цели, функции и уровни исполнительной власти
Цели исполнительной власти:
1) обеспечение безопасности личности, общества, государства;
2) создание условий, способствующих благополучию личности, общества, государства;
3) создание условий для реализации субъектами социальных отношений их прав, свобод, законных интересов;
4) защита человека от противоправных посягательств. Функции исполнительной власти:
1) исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ;
2) правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
3) социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;
4) обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;
5) регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.;
6) нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов;
7) охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.
Существуют два уровня исполнительной власти: федеральная исполнительная власть и исполнительная власть субъектов РФ.
Тема 2. Административное право как отрасль права
2.1. Понятие и признаки отрасли административного права
Административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.
Признаки отрасли административного права:
• является одной из основополагающих отраслей публичного права;
• представляет собой совокупность юридических норм;
• имеет обособленный предмет правового регулирования – управленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в других сферах;
• имеет свой метод правового регулирования;
• обладает внутренней согласованностью, состоит из определенных элементов;
• имеет внешнее выражение, т. е. закрепляется в определенных формах-источниках.
Критерии (основания) деления права на отрасли составляют предмет, метод, наличие обособленной нормативной правовой базы.
studfiles.net
Функции исполнительной власти — Лекции по административному праву
Поделись с друзьямиГлавная цель исполнительной власти, обусловленная ее социальным назначением и особым положением в системе разделения властей, заключается в качественном выполнении задач и функций государственного управления. Таким образом, функции исполнительной власти определяются целями и функциями государственного управления. Однако исполнительная власть, будучи самостоятельной и независимой от других ветвей государственной власти, выполняет и собственные функции, задающие основные направления деятельности ее органов, которые реализуют особые государственно-властные полномочия. В данном случаев исполнительная власть рассматривается как политико-государственное явление, как средство обеспечения публичных интересов.
Сущность функций исполнительной власти выявляется и посредством анализа результатов, которые достигаются в процессе осуществления исполнительной власти. Данный подход позволяет выделить следующие основные функции современной исполнительной власти:
1) исполнительная (правоприменительная) функция, т. е. функция исполнения Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ;
2) правозащитная функция, т. е. функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
3) социально-экономическая функция, т. е. создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;
4) функция обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;
5) регулирующая функция, в рамках которой осуществляются многие функции государственного управления: руководство, контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование и т. д.;
6) нормотворческая функция, в соответствии с которой органы исполнительной власти осуществляют в установленных законом пределах деятельность по принятию нормативных актов, многие из которых подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ;
7) охранительная (юрисдикционная) функция, означающая, что органы исполнительной власти законодательно наделены полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства. Данная функция исполнительной власти реализуется посредством установленных законом административно-процессуальных производств, в рамках которых контрольно-надзорные органы применяют меры предупреждения, пресечения, наказания и восстановления.
students-library.com